36. Реорганизация и ликвидация ЮЛ в РФ.

 Порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц – хозяйствующего субъекта зависит главным образом от двух факторов: оснований, по которым производятся эти процедуры, и организационно-пра­вовой формы субъекта предпринимательской деятельности. Общие правовые нормы, устанавливающие этот порядок, изложены в части первой ГК РФ, а более конкретные, относящиеся к той или иной орга­низационно-правовой форме, в законах о них. Конкретные причины реорганизации и ликвидации юри­дических лиц бывают самыми разными.                                                                                                         Формы реорганиза­ции юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.                                                                                                                                                                   Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Главными документами, с которыми связаны правопреемство и иные юридические последствия реорганизации, являются:                                                                                                     -  передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида);                                                                                                                                                 - разделительный баланс (при разделении, выделении).                                                                                                         Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.                                                                                                                         Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме при­соединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.                                                                                                                                По общему правилу хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственный кооператив по решению общего собрания участников.                                                                                                                                  Круг органов, правомочных принимать решения о ликвидации юридических лиц, по сравнению с их ре­организацией несколько сужен. Их всего два.                                                                                                                 Во-первых, как и при реорганизации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными до­кументами. Добровольная ликвидация хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна; она в макси­мальной мере соответствует характеру предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности. Преимущества добровольной ликвидации — не только в отсутствии принуди­тельных механизмов, но и в относительной простоте, оперативности проведения ликвидационных про­цедур, их меньшей конфликтности.                                                                                                                 Во-вторых, юриди­ческое лицо может быть ликвидировано принудительно по решению суда. Случаи такой ликвидации исчерпывающе предусмотрены ГК РФ. Статья 61 Кодекса установила общие случаи ликвидации хозяй­ствующих субъектов любых организационно-правовых форм. К таким случаям отнесены осуществле­ние деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благо­творительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.                                                                                                                                        Поводом к постановке вопроса о принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта может служить лишь нарушение им федеральных или федеральных конституционных законов, а также содержащих нормы права указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.  

Процесс ликвидации юридического лица состоит из следующих стадий:

-                     первая стадия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликви­дации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;                                                                     

-                      вторая стадия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о лик­видации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим госу­дарственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и уста­навливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.                                                                                                                        - Третья стадия. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, извещение о его ликвидации, по­рядке и сроке заявления требований его кредиторами.                                                                                           - Четвертая ста­дия. Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъяв­ленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.                                                                                                                   - Пятая стадия. Выплата ликвидационной комиссией денежных сумм кредиторам ликвидируе­мого юридического лица.                                                                                                                                         - Шестая стадия. Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвида­ции юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регист­рацию юридических лиц.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -  прекратившим сущест­вование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

 

Используются технологии uCoz