32. Основы правового положения человека и гражданина. Юридическая защита прав в РФ и международных нормативных актах.
В содержание понятия «права человека» входят 2 основных фактора:
1)Юридические требования конкретного права, основанного на действующей норме.
2)Государственная гарантия его соблюдения по юридическому смысловому толкованию.
Понятие «права чел» нельзя сравнивать с понятием «обязанности», т.к. они имеют разный юридический объем, направленность по объекту и объективной стороне. Но в общем контексте любого правового акта по правам чел-ка и гражданина, «права» непосредственно по содержанию текста тесно связаны с понятием «обязанности».
В юридическом толковании к понятиям «права» и «обяз-ти» нельзя подходить арифметически, т.е. складывать права отдельно, обяз-ти – отдельно. И в этом случае сопоставлять, чего больше в конкретном нормативном акте, прав или обязанностей.
Такой методический подход – ошибочный, необъективный, т.к. никогда не было и быть не может полного равенства по условному юридическому объему конкретной нормы права и конкретной нормы обяз-тей чел-ка и гражданина.
Понятие «права чел-ка» появилось в нормативно-правовых актах(НПА) не сразу, а в послевоенное время. Самым сложным в создании правового механизма является «критерий прав».
Понятие «права чел-ка и гр-на» связаны с основными законами гос-ва так, как они записаны в диспозиции, наст-ко они должны быть проработаны в НПА. Но в 19-нач. 20 века различные толкования и подходы к правам человека очень часто нарушались на практике, т.к. была национальная рознь, всевозможные тенденции шовинизма, нацизма.
Подходы к критерию прав человека и сегодня неоднозначны:
- чел-к рождается свободным;
- свобода местожит-ва, перемещения;
- личная неприкосновенность;
В уставе организации ООН введены и принципы добрососедства и сотрудничества государств мира:
- пр-п невмешательства во внутренние дела го-ва;
- пр-п мирного сосуществования государств с различным общественным строем(впервые выдвинут в СССР).
В стр-ре организации ООН имеются коллегии, комитеты, осуществляющие контроль за правами чел-ка в странах мира. Создан и действует постоянный международный суд по правам чел-ка. В составе судей – представители гос-в Европы. Основным критерием оценки прав чел-ка и гр-на явл-ся междудународно-правовые стандарты. Они приравниваются к международным нормам права. В числе основных стандартов, следующие: равноправие и равенство граждан независимо от признака социального происхождения перед законом.
ПРИМЕЧАНИЕ. Конкретная норма международ права по правам чел-ка не явл-ся основой для конкретной нормы права нац-го гос-ва, т.е. международное право не может вмешиваться в национальное право – это в обычном уровне действия НПА. Но когда существенно нарушаются права человека и гр-на(политика геноцида, пропаганды, правоведение идей фашизма, как крайняя мера) только с санкции ООН разрешено военное вмешательство). В этом случае вопрос юридически должен ставиться на голосовании постоянными членами ООН(США, Великобритания, Франция, Россия).
Проблема разрешения ситуации:
Отдельные страны, чаще всего США, односторонне нарушают устав ООН или процедуру голосования, н-р, отказываются участвовать в рассмотрении какого-либо вопроса. Когда критерий не реализуется, четко возникает ситуация – ПОЛИТИКА «ДВОЙНОГО» СТАНДАРТА(т.е. отдельным гос-вам будут помогать, а остальным – нет).
ГРАЖДАНСТВО.
В правах чел-ка особое назначение имеет институт гражданства. Гр-во основывается на двух направлениях:
- по «признаку крови»(если от гр-на США на территории любой страны родился
ребенок, автоматически, родившийся становится гр-ном США).
- по «признаку территории»(если у американских граждан на территории Бразилии родился ребенок, то по бразильским законам, ребенок становится гр-ном Бразилии).
Очень часто в практике встречаются факты, когда чел-к имеет законно двойное гражданство. Это не всегда хорошо.
От гр-ва необходимо отличать понятие «лицо без гражданства». В этом случае считается временное местонахождение лица, достигшего совершеннолетия на территории другого гос-ва в отсутствии паспорта этого гос-ва или др документов(визы,…)
Все вопросы установления гражданства, защиты гр-ва иностранных гр-н разрешаются специализированными учреждениями – КОНСУЛЬСТВОМ. В задачи консульства входит защита гр-на от административной, уголовной, иной юрид ответственности(представляет безвозмезную юридическую помощ). В неотложных случаях – предоставление бесплатной доставки на родину
Все лица без гр-ва не имеют права: учавствовать в избирательных собраниях, быть избранными, проходить службу, приниматься на работу. Но на них распологает закон.