32. Основы правового положения человека и гражданина. Юридическая защита прав в РФ и международных нормативных актах.

 

В содержание понятия «права человека» входят 2 основных фактора:

1)Юридические требования конкретного права, основанного на действующей норме.

2)Государственная гарантия его соблюдения по юридическому смысловому толкованию.

               Понятие «права чел» нельзя сравнивать с понятием «обязанности», т.к. они имеют разный юридический объем, направленность по объекту и объективной стороне. Но в об­щем контексте любого правового акта по правам чел-ка и гражданина, «права»  непосред­ственно по содержанию текста тесно связаны с понятием «обязанности».

               В юридическом толковании к понятиям «права» и «обяз-ти» нельзя подходить ариф­метически, т.е. складывать права отдельно, обяз-ти – отдельно. И в этом случае со­поставлять, чего больше в конкретном нормативном акте, прав или обязанностей.

               Такой методический подход – ошибочный, необъективный, т.к. никогда не было и быть не может полного равенства по условному юридическому объему конкретной нормы права и конкретной нормы обяз-тей чел-ка и гражданина.

               Понятие «права чел-ка» появилось в нормативно-правовых актах(НПА) не сразу, а в послевоенное время. Самым сложным в создании правового механизма является «крите­рий прав».

               Понятие «права чел-ка и гр-на» связаны с основными законами гос-ва так, как они записаны в диспозиции, наст-ко они должны быть проработаны в НПА. Но в 19-нач. 20 века различные толкования и подходы к правам человека очень часто нарушались на практике, т.к. была национальная рознь, всевозможные тенденции шовинизма, нацизма.

               Подходы к критерию прав человека и сегодня неоднозначны:

- чел-к рождается свободным;

- свобода местожит-ва, перемещения;

- личная неприкосновенность;

               В уставе организации ООН введены и принципы добрососедства и сотрудничества государств мира:

- пр-п невмешательства во внутренние дела го-ва;

- пр-п мирного сосуществования государств с различным общественным строем(впервые выдвинут в СССР).

               В стр-ре организации ООН имеются коллегии, комитеты, осуществляющие кон­троль за правами чел-ка в странах мира. Создан и действует постоянный международный суд по правам чел-ка. В составе судей – представители гос-в Европы. Основным крите­рием оценки прав чел-ка и гр-на явл-ся междудународно-правовые стандарты. Они при­равниваются к международным нормам права. В числе основных стандартов, следующие: равноправие и равенство граждан независимо от признака социального происхождения перед законом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Конкретная норма международ права по правам чел-ка не явл-ся основой для конкретной нормы права нац-го гос-ва, т.е. международное право не может вмеши­ваться в национальное право – это в обычном  уровне действия НПА. Но когда сущест­венно нарушаются права человека и гр-на(политика геноцида, пропаганды, правоведение идей фашизма, как крайняя мера) только с санкции ООН разрешено военное вмешатель­ство). В этом случае вопрос юридически должен ставиться на голосовании постоянными членами ООН(США, Великобритания, Франция, Россия).

Проблема разрешения ситуации:

Отдельные страны, чаще всего США, односторонне нарушают устав ООН или процедуру голосования, н-р, отказываются участвовать в рассмотрении какого-либо вопроса. Когда критерий не реализуется, четко возникает ситуация – ПОЛИТИКА «ДВОЙНОГО» СТАНДАРТА(т.е. отдельным гос-вам будут помогать, а остальным – нет).

ГРАЖДАНСТВО.

В правах чел-ка особое назначение имеет институт гражданства. Гр-во основывается на двух направлениях:

- по «признаку крови»(если от гр-на США на территории любой страны родился 

ребенок, автоматически, родившийся становится гр-ном США).

               - по «признаку территории»(если у американских граждан на территории Бразилии родился ребенок, то по бразильским законам, ребенок становится гр-ном Бразилии).

               Очень часто в практике встречаются факты, когда чел-к имеет законно двойное граж­данство. Это не всегда хорошо.

               От гр-ва необходимо отличать понятие «лицо без гражданства». В этом случае счита­ется временное местонахождение лица, достигшего совершеннолетия на территории другого гос-ва в отсутствии паспорта этого гос-ва или др документов(визы,…)

               Все вопросы установления гражданства, защиты гр-ва иностранных гр-н разреша­ются специализированными учреждениями – КОНСУЛЬСТВОМ. В задачи консульства входит защита гр-на от административной, уголовной, иной юрид ответственно­сти(представляет безвозмезную юридическую помощ). В неотложных случаях – предос­тавление бесплатной доставки на родину

               Все лица без гр-ва не имеют права: учавствовать в избирательных собраниях, быть избранными, проходить службу, приниматься на работу. Но на них распологает закон.

 

Используются технологии uCoz