Патристика
(от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических,
философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв.
(так называемых отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного
рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др.
ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное
взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом (см. Неоплатонизм).
Первый период П. (2-3 вв.) представлен деятельностью так называемых апологетов;
среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок
христианской религии целостную философскую систему. Хотя система эта не была принята
церковью, сама постановка задачи определила следующий период П. (4-5 вв.), когда
полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией
церковной доктрины с опорой на идеалистическое умозрение. Высшей точки П. достигает
в деятельности кружка "каппадокийцев" (Василий Великий, Григорий Назианзин,
Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Во 2-й
половине 5 в. появляются Ареопагитики - попытка истолковать мир как систему символов,
очень важная для средневековой эстетики. Заключительный период П., характеризующийся
стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук
под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.- 1-я половина 6 в.) на Востоке, Боэций
на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих
основы схоластики. В дальнейшем основные проблемы западной (латинской) и восточной
(греческой) П. наследуются западноевропейской и византийской схоластикой.
Используются технологии
uCoz