Эмперизм и скептецизм Нового времени(Бекон, Беркли, Юм).
Родоначальник эмпиризма Бэкон (1561-1626), считая задачей ф. создание нового метода научного познания, переос-мысливает предмет и задачи науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений. Разрабатывая свой метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он называет эти препятствия или предрассудки идолами и выделяет четыре вида идолов: 1. Идол рода - главное препятст-вие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума. 2. Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. 3. Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам. 4. Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы.
Высшая цель познания – познание природы. , а также ее завоевание чел-ком. Знание составляет реал. силу, если оно истинно. Чтобы быть таким знание должно опираться на опыт. 2 вида (равноценны): плодоносный – их цель приносить непосредственную пользу людям. светоносные – цель, не непосредственная польза а познание глубинных з-нов приро-ды. плоды в перспективе. Пути познания: паука – как паук вьёт паутину из себя, так и учёный может выводить истины из постулатов; муравья – извлечение опыта из опытов, практики без использования теории; пчелы – синтез двух пре-дыдущих путей.
По Бэкону опыты должны ставиться по индуктивному методу. соответствует эмпирич. методу научного мышления. Можно выделить два случая индукции: полная и неполная индукция. В науке приходится прибегать к неполной индук-ции. Заключение, сделанное на ее основе не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной ин-дукции по возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие опреде-ленный вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпириче-ских фактов и выводов. Бэкон не отрицает теорию и дедуктивный метод. Разделяет все науки в соответствии со способ-ностями чел-ка (память, воображение и рассудок – история, искусство, теоретические науки: фил., естественную теоло-гию, философию природы, антропологию. Антропология включает: философию человека и гражданскую философию; Философия человека состоит из психологии, логики, этики.)
Главная идея Бекона: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его в царство человека над природой.

Беркли опровергал материализм и обосновывал религию. Ничто соответствующее действительности не может быть неединичным. Беркли различает общие (могут быть восприняты как наглядные представления) и абстрактные идеи. Беркли различает при этом два вида отвлечения. При первом, из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь. При втором виде отвлечения - такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их-то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствует никакое восприятие. В качестве примеров таких абстрактных понятий приводятся: протяжение, движе-ние, число, пространство, время, счастье, добро. Беркли отрицает роль абстрактного мышления в познании мира. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представ-ляемо, но не то, что мыслимо. Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпирическому; общее к отдель-ному. Вторым, из того на что опирался Беркли при построении своей философской концепции, был локковский сенсуа-лизм, все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к способности быть воспринимаемыми.
Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”- субъ. кач-ва - пассивны, не зависит от нас., “души” деятельности активны.
сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Идеалистически переработав номинализм и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании мате-рии. Наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи,.
Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр. понятий.
Юм (1711-1776). Он пошел дальше и последовательнее, чем Беркли. Юм структурирует опыт восприятия ощущений. В нашем сознании мы имеем восприятия, Мы не можем выскочить за наше восприятие. Могут быть впечатления, а могут быть идеи простые и сложные идеи; простые---восприятие качеств). Бывает большая или меньшая степень ясности у впечатлений; в прошлом и настоящем разная красочность. За временной дистанцией идеи (бывшие свежие идеи).Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств, происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за впечатлениями, или они возникают сами в сознании (хоть некоторые). Принцип ассоциации---механизм комбинирования ассоциациями и идеями. по сходству и контрастности (портрет может напоминать живой объект; на этом принципе работают жесты), ассоциации по времени. видим последовательность событий. Солнце всхо-дит на Востоке, и мы верим, что и завтра оно встанет так же, верим в однородность событий. Мы сделали это заключе-ние на основе принципа индукции, но это очень недостоверный способ получения информации. Это психическая при-вычка. Также он смотрел на субъект познания. Наше сознание также неуловимо как и материя. Это тоже агрекат каких-то качеств, принадлежащих неизвестно чему. Человек переживает разные состояния, но субстанционального начала не существует. Познать самого себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть вообще в целом обьяснить само-му себе не дано. Впечатления о себе нанизываются как на штангу и дают некое представление. Юм критиковал теорию общественного договора, считал что власть это результат насилия одной группы людей над другими, отказывался признать исходную данность религии. Эволюция религиозного сознания: идолопоклонство, фетишизм, политеизм, монотеизм. Причина возникновения религии в страхе и надежде людей.

Используются технологии uCoz