Беркли опровергал материализм и обосновывал религию. Ничто соответствующее
действительности не может быть неединичным. Беркли различает общие (могут быть
восприняты как наглядные представления) и абстрактные идеи. Беркли различает
при этом два вида отвлечения. При первом, из них представляются отдельные части
или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь.
При втором виде отвлечения - такие, которые в действительности неотделимы друг
от друга. Их-то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым
не соответствует никакое восприятие. В качестве примеров таких абстрактных понятий
приводятся: протяжение, движе-ние, число, пространство, время, счастье, добро.
Беркли отрицает роль абстрактного мышления в познании мира. Вся теория абстракции
Беркли направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо
или представ-ляемо, но не то, что мыслимо. Понятие сводится им к представлению,
рациональное к эмпирическому; общее к отдель-ному. Вторым, из того на что опирался
Беркли при построении своей философской концепции, был локковский сенсуа-лизм,
все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к способности быть воспринимаемыми.
Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия,
к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”- субъ. кач-ва - пассивны, не зависит
от нас., “души” деятельности активны.
сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в
сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Идеалистически переработав номинализм
и сенсуализм, Беркли пришел к выводу о несуществовании мате-рии. Наш ум может
образовать общую идею вещи, но не общую идею материи,.
Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр. понятий.
Юм (1711-1776). Он пошел дальше и последовательнее, чем Беркли. Юм структурирует
опыт восприятия ощущений. В нашем сознании мы имеем восприятия, Мы не можем
выскочить за наше восприятие. Могут быть впечатления, а могут быть идеи простые
и сложные идеи; простые---восприятие качеств). Бывает большая или меньшая степень
ясности у впечатлений; в прошлом и настоящем разная красочность. За временной
дистанцией идеи (бывшие свежие идеи).Принцип репрезентации Юма: любая субстанция
есть агрегат качеств, происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли
объект за впечатлениями, или они возникают сами в сознании (хоть некоторые).
Принцип ассоциации---механизм комбинирования ассоциациями и идеями. по сходству
и контрастности (портрет может напоминать живой объект; на этом принципе работают
жесты), ассоциации по времени. видим последовательность событий. Солнце всхо-дит
на Востоке, и мы верим, что и завтра оно встанет так же, верим в однородность
событий. Мы сделали это заключе-ние на основе принципа индукции, но это очень
недостоверный способ получения информации. Это психическая при-вычка. Также
он смотрел на субъект познания. Наше сознание также неуловимо как и материя.
Это тоже агрекат каких-то качеств, принадлежащих неизвестно чему. Человек переживает
разные состояния, но субстанционального начала не существует. Познать самого
себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть вообще в целом обьяснить
само-му себе не дано. Впечатления о себе нанизываются как на штангу и дают некое
представление. Юм критиковал теорию общественного договора, считал что власть
это результат насилия одной группы людей над другими, отказывался признать исходную
данность религии. Эволюция религиозного сознания: идолопоклонство, фетишизм,
политеизм, монотеизм. Причина возникновения религии в страхе и надежде людей.