Цивилизация
(от лат. civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской
литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень,
ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная Ц.,
современная Ц.). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л.
Морган, Ф. Энгельс).
Понятие "Ц." появилось в 18 в. в тесной связи с понятием "культура".
Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное
на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие "Ц." употреблялось
как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о Ц. не было
господствующим, Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур,
или Ц., согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история
данных Ц., имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера
Ц. - это определённая заключительная стадия развития любой культуры. Её основные
признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение
огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие "массы".
При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности
и органичности культуры. Эти и др. идеалистические концепции не раскрывают природы
Ц., действительной сущности её развития. Классики марксизма проанализировали движущие
силы и противоречия развития Ц., обосновав необходимость революционного перехода
к новому её этапу - коммунистическому обществу.
Культура и цивилизация.Взаимная ответственность человека и общества. Цивилизация
- это преобразованный человеком мир внеположенных ему материальных объектов, а
культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития,
его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего соц.мира
или его духовной автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную
личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества,
довольствующегося предоставленными ему благами.
Ж.Леви-Строса (Франция) : человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается,
а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека. (искусство
сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только
первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).
Марксизм : человек во многом находится в неосознанной зависимости от установившихся
в обществе стереотипов. Однако степень этой зависимости исторически не возрастает,
а падает. Единственная возможность прорыва человека к своему истинному "я"
- в установлении соответствующих общественных отношений, и поэтому человек стремиться
к достижению такого общественного состояния.
Используются технологии
uCoz