Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры.
Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования
она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно,
первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных
этапа:
- - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома
V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский,
а философы, работавшие в это время, - как досократики.
- - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры
- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью
Сократа, Платона, Аристотеля.
- - конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется
как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли
значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд
всевозможных философских направлений и школ.
- - I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период.
- речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.
- Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и
лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных
авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские взгляды.
Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского «О жизни, учениях
и изречениях знаменитых философов», а также трудах Платона, Плутарха, Секста
Импирика, Климента Александрийского. Однако современная наука подвергает сомнению
точность некоторых цитат. В частности, Платон «цитирует» весьма вольно и часто
придает мыслям других авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые
по меньшей мере не совпадает с тем, что пишут другие авторы.
- как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти
тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов
к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия
в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности,
который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии
мифологического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем
абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность
иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации.
Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально
ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и
какие принципы или силы определяют его развитие.
- Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов.
И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую
проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу -
кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное начало - из чего все произошло.
Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения
первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой
философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро,
основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию,
исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.
- Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались
к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме
познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее
видных философов первого этапа по этим проблемам.
- Основные философы и школы досократовской философии
- Милетская школа
- Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно
был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
- первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира.
- Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно
в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии,
геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского
мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой,
что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло
на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
- Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг.
до нашей эры).
- Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр
ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является
беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни
как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным».
- относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит
от этой материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто
безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых
стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью, из которой
возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра является
безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временном
отношении.
- Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в
вечном движении выявляются противоположности. Т.е. у этого философа мы, видимо,
впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению
к развитию.
- Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает,
- проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается
здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр
к естественному ряду развития животных относит и человека.
- Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524
гг. до нашей эры).
- определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого
материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой
мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный,
бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение
воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи -
воду - землю - камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как
основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных
состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен
распространяет и на объяснение происхождения богов.
- Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения.
Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянное колеблется, ибо
если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».
- ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ Ф.
В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но
связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь
и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода, земля),
5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн человеч функций
(мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов (забота, страх, гнев,
радость, созерцательность).
2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к старшим)
и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао де цзин».
Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но совершенно!
Покоится но и всегда движется, само не измен, но является причиной всех изменений)
есть величайшее существо,первоприч всего бытия, к которой все снова возвращяется.
В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь (прообразы, идеи) и Дэ – действующая
сила. В соответствии с ними должен жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий,
то есть заниматься Увэй (невозмутимое согласие).
Используются технологии
uCoz