ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.
Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность
такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина ограниченна,
т.к. она отражает объект не целиком, а в известных пределах, кот. постоянно
изменяются и развиваются. Критерий истины заключается в практике. Некоторое
положение явл. истинным, если можно доказать, применимо ли оно в конкретной
ситуации. . Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о
каком-либо явлении наз. абсолютной истиной и ее надо понимать как тот предел,
ту цель, к кот. стремится чел. познание. Каждая относит. истина - ступенька,
шаг, приближающий нас к этой цели. Т.о., относ. и абс. истины - лишь разные
уровни, или формы объ. истины.
Логикa, методология и методы нayчного nознaния.
Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического.
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое
познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких
порядков.
Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию
или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического
мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании.
Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные
обобщения часто используют ряд осбых логических приемов:
1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства
наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на все возможные
случаи.
2)перием идеализации, состоящий в том, что указываюся условия, при которых описываемые
в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности
они происходить не могут.
3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся
понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный
смысл и значение.
Важнейшие методы научного познания:
1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания
всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.
Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным
называют методом 1)
2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный
непосредсвенному иследованнию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью
с объектом в свойствах, интересующих иследователя.
3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует
ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.
В XX веке наука активно математизируется.