Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена¬правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи¬тельности в виде идеальных образов, в творче-ском ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и соци-альной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.
Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами созна-ния:
1. «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);
2. «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);
3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).
Этими функциями являются следующие:
• Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опира-ется на образ и мысль);
• Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);
• Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);
• Творчески – креативная, порождающая функция;
• Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и спосо-бы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).
Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде.
Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формиро-вание самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «ди-намичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях : они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.


Используются технологии uCoz