Психофизическая проблема, в широком смысле — вопрос об отношении психических явлений
к физическим, в более узком — о соотношении между психическими и физиологическими
(нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений)
от внешней природы и от жизни тела обосновывалась ещё в древнегреческой натурфилософии.
Особую разработку П. п. получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась
механистическая картина мира и психические явления стали рассматриваться в качестве
неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. В 17 в.
возникли два варианта решения П. п., оказавшие большое влияние на последующую
философскую и научную мысль, — психофизическое взаимодействие (Р. Декарт) и психофизический
параллелизм (Г. Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной,
тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной
стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой — способно
воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение о взаимодействии
психического и физического было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания
и мозга, как с идеалистических (Лейбниц, Н. Мальбранш), так и с материалистических
(Д. Гартли) позиций. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного
протекания психических и физических процессов. Он приобрёл большую популярность
в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять
сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма.
Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор
регуляции жизненных процессов. Это требование получило ложное преломление в новых
вариантах психофизического взаимодействия (У. Джемс). В конце 19 — начале 20 вв.
распространилась махистская трактовка П. п. (см. Махизм), согласно которой душа
и тело «построены» из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить
не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных
«комплексах ощущений». Эта идеалистическая концепция была подвергнута критике
В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Диалектический материализм
решает П. п. на основе понимания психики как активного отображения реальности,
возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых систем с внешним
миром. Будучи неотделимо от этого процесса, психическое выполняет по отношению
к нему регулирующую функцию.
Используются технологии
uCoz