. Сознание, самосознание, разум.
Идеальное есть субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе
деятельности ч-ка. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное
в голову ч-ка и преобразованное в ней. Ранее предметы рассматрива-лись как нечто
внешнее, противостоящие субъекту объекты созерцания, а не деятельности. В рез-те
идеальное оказыва-лось совокупностью реакций организма на воздействие внешних
сил или проявлением духовной активности субъекта. При этом связь его духовных
и телесных проявлений выступала как непостижимая.
Для идеалистов идеальное есть проявление особой нематериальной субстанции, мирового
разума. Видели в ней исход-ный и конечный путь бытия, абсолютизировали ее роль.
С точки зрения марк - идеальное есть образы не зависящего от челов бытия и совокупность
общ значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности. Эти образы
не только отражают, но и несут на себе печать отнош людей, навыков и способов
их деятельности и общения. Сознание оперирует не реальными объектами, а их образами,
языковыми значениями и смыслом, которые выступают в качестве заместителей вещей
и их моделей. Идеальное способно исследовать законы и на их основе проектировать
будущее.
Правда, способно создавать и иллюзорное представление, искажающее действительность.
Поэтому стоит вопрос о соотнесении идеального с реальной действительностью и выяснение
критериев истинности представлений.
Идеальное есть способность иметь информацию в чистом виде и оперировать ей во
времени. В идеальном есть возмож-ность производить любые умозрительные эксперименты.
свойство идей --- это их совершенство, идеал, который сущ сам по себе и нереализуем
ни в каком чувственно-воспринимаемом явлении. идеальное есть конструирование и
проект будущего. Типы идеального: индивидуализированное и общественное, когнитивное
или аксиологическое, конкретное или абстрактное, реальное или формальное. соотношение
мат и идеального мат1---идеальное отражение этого предме-та--- идеальный предмет2---воплощение
его в мат2. идеальное подлежит реализации в деятельности человека.
Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в целена¬правленном, осмысленном и обобщенном отражении
действи¬тельности в виде идеальных образов, в творче-ском ее преобразовании, в
разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и соци-альной
средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими
процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности
в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.
Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными
компонентами созна-ния:
1. «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);
2. «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);
3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).
Этими функциями являются следующие:
• Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением:
рассудком и разумом, опира-ется на образ и мысль);
• Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь
эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование
определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде
– есть мое сознание»);
• Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий,
предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает
как компонент сознания);
• Творчески – креативная, порождающая функция;
• Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение
мира, и мышление о нем, и спосо-бы регуляции человеком своего поведения, и сами
способы рефлексии, и свое личное сознание).
Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится
частное, тем самым определяется это частное. Сущность вещи, предмета не может
быть дана непосредственно в чистом виде.
Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом
часть неординарная. Формиро-вание самосознания начинается в раннем детстве с простейших
актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции,
которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «ди-намичное
Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию
обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
Используются технологии
uCoz