. Сознание, самосознание, разум.
Идеальное есть субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе деятельности ч-ка. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову ч-ка и преобразованное в ней. Ранее предметы рассматрива-лись как нечто внешнее, противостоящие субъекту объекты созерцания, а не деятельности. В рез-те идеальное оказыва-лось совокупностью реакций организма на воздействие внешних сил или проявлением духовной активности субъекта. При этом связь его духовных и телесных проявлений выступала как непостижимая.
Для идеалистов идеальное есть проявление особой нематериальной субстанции, мирового разума. Видели в ней исход-ный и конечный путь бытия, абсолютизировали ее роль. С точки зрения марк - идеальное есть образы не зависящего от челов бытия и совокупность общ значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности. Эти образы не только отражают, но и несут на себе печать отнош людей, навыков и способов их деятельности и общения. Сознание оперирует не реальными объектами, а их образами, языковыми значениями и смыслом, которые выступают в качестве заместителей вещей и их моделей. Идеальное способно исследовать законы и на их основе проектировать будущее.
Правда, способно создавать и иллюзорное представление, искажающее действительность. Поэтому стоит вопрос о соотнесении идеального с реальной действительностью и выяснение критериев истинности представлений.
Идеальное есть способность иметь информацию в чистом виде и оперировать ей во времени. В идеальном есть возмож-ность производить любые умозрительные эксперименты. свойство идей --- это их совершенство, идеал, который сущ сам по себе и нереализуем ни в каком чувственно-воспринимаемом явлении. идеальное есть конструирование и проект будущего. Типы идеального: индивидуализированное и общественное, когнитивное или аксиологическое, конкретное или абстрактное, реальное или формальное. соотношение мат и идеального мат1---идеальное отражение этого предме-та--- идеальный предмет2---воплощение его в мат2. идеальное подлежит реализации в деятельности человека.
Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена¬правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи¬тельности в виде идеальных образов, в творче-ском ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и соци-альной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.
Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами созна-ния:
1. «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);
2. «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);
3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).
Этими функциями являются следующие:
• Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опира-ется на образ и мысль);
• Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);
• Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);
• Творчески – креативная, порождающая функция;
• Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и спосо-бы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).
Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде.
Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формиро-вание самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «ди-намичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
Используются технологии uCoz