ФЕЙЕРБАХ
- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная
религия. Философия и религия противоположны!
- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел сотворил
Бога сам.
- Человек – часть вечной природы.
- Человек – психофизическое единство души и тела.
- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.
- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен:
человек – историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий отдельному
индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.
- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.
21. Анропологический материализм Фейербаха
(1804 - 1872). Последн. великий представ. класс. нем. фил. Первонач. Ф. увлекался
ф. Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С т. зр. Ф., ид-м есть рационализированная
религия, а ф. и религия по самому их существу противопо-ложны друг другу. В основе
религии лежит вера в догматы, в осн. ф. - знание, стремл. раскрыть действит. прир.
вещей. Задача ф.- критика религии, разоблачение тех иллюзий, кот. составл. сущность
религ. сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистич. ф. возникают, по
Ф., посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в действитсти принадл. самому
ч-ку. Так возник. трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - ч-к - рассматривается
как творение Бога, ставится в зависимость от последнего, и т.о. лишается свободы
и самостоятельности. Однако мат-м Ф. не случай-но хар-ся как антропологический.
Он существенно отличается от мат-ма 18 в., т.к. не сводит всякую реальность к
меха-нич. движ-ю и рассм. природу не как механизм, а скорее как организм. В центре
внимания Ф. - не отвлеч. понятие материи, как у большинства франц. матер-стов,
а ч-к как психофизич. единство души и тела.
Критикуя идеалистическую трактовку познания и недовол. абстрактным мышлением,
Ф. апеллирует к чувств. созерца-нию, полагая, что ощущение составл. единств. источник
познания. Чтобы познать чел-ка, нужно его полюбить. Индиви-дуальное счастье возможно
только тогда, когда чел-к стремится сделать счастливым другого. Земная любовь
должна стать новой религией.
22. Учение Маркса и Энгельса
Маркс создал самую влият материалист фил-кую концепцию.1)впервые объед матери-м
и диалектику . Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общ. бытие
определяет их сознание. Общ. бытие - все матер., эк. процессы, происход. в общ-ве.
Общ. сознание - совок-ть всех форм коллект. сознания (правовое, политич., морал.
Общественный труд–солнце человека. Разделение труда приводит к тому, что люди
работают друг для друга, обмениваются результа-тами своего труда. Все, что происходит
в человеческом общест¬ве, вращается вокруг общественного труда.Маркс за справедливость–каждому
по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмезд¬но,
т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им
не отстоять свои права.(Правсоюзы) я не согласен. Надо чтобы для нее созрели объек¬тивные,
материальные условия. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности
познания–это вопрос практики. На практике че¬ловек убеждается в ложности или истин-ности
своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. Практика вынуждает
отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Я согласен.
Центр. проблема - сущность и природа отчуждения. Происходит отчуждение рабочего
от продукта своего труда. Отчу-жденный труд - причина частной собственности, возникновения
зар. платы. Истор. отчужд. М. - Отчуждение зароди-лось в архаич. об-ве: человек
слит с природой. Возникает личная собственность на орудия труда, Сущн, .коммунизма.
Коммунизмом предполагает преодаление отчуждения в борьбе по устранению бурж. частн.
соб-ти. Непонимание суще-ства употребленных М и Э понятий : целью Октябрьской
революции в России стало как раз уничтожение частной собственности как таковой,
к чему ни Маркс, ни Энгельс пролетариев никогда не призывал. Соб-ть остается частной,
изменится лишь общ. х-р соб-ти, Путь рассредоточения исходно капитала, в руках
все большего числа соб-ков через акции, совм. предпр.. Наиб. перед. страны мира
сегодня переживают 1 этап становл. ком-ма в марк. поним.
БЕРДЯЕВ - виднейший представитель русской религ. фил.. Цель фил.
– познать смыс бытия через субект, человека. Антропологический характер философии.
Бог – истина мира, дух и свобода. Если его нет, то нет и высшей правды и цели.
Если Бог восприн. вне чел, то это идолопоклонство. За социализм с человеческим
лицом, общинная взаимовыручка, уважение и любовь, за каждой личностью признаётся
абсолютная ценность – царство Божье на земле, богочеловечество, всеединство. Гуманизм,
человеколюбие, его интересы и самореализация. Проб. гос. и церкви, личности и
общества, свободы и необходимости, востока и запада.
Свобода состоит в том, что бы чел. не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием
естественной или соц. необходимости, а формировал себя сам своим действием и поступком,
ответственность за происходящие в мире. Вина – чувство свободного чел.
Соловьёв
Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва, - 31.7(13.8).1900. с. Узкое, ныне в
черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С.
М. Соловьева. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом
факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в
Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов",
а в 1880 докторскую диссертацию "Критика отвлечённых начал". После речи
против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами)
С. был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно
как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада"
через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного
гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В 90-х
гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский
отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
Как мыслитель и утопист С. оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав
своё философское дело как оправдание "веры отцов" на "новой ступени
разумного сознания", он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный
и рационалистический "дух времени" с религиозным преданием.
В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли.
С. предпринял наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку объединить
в "великом синтезе" христианский платонизм, нем. классический идеализм
(главным образом Ф. В. Шеллинга) и научный эмпиризм. Однако беспрерывная перестройка
этой заведомо противоречивой метафизической системы свидетельствует о том, что
на самом деле она служила лишь умозрительным "оправданием" жизненно-нравственных
поисков и мифо-поэтических мечтаний С. Полагая, что "нравственный элемент...
не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии"
(Собр. соч., СПБ, т. 9, 1913, с. 97), С. связывал философское творчество с позитивным
разрешением жизненного вопроса "быть или не быть правде на земле",
понимая правду как реализацию христианского идеала; за социалистическими учениями
С. признавал лишь относительную общественно-историческую правду. В конце 70-х
и в 80-е гг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования России
С. в противовес как радикально-демократическому, так и позднеславянофильскому
и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций, близких
к либеральному народничеству. Однако умеренно-реформистские взгляды соседствовали
у него с мистико-максималистской проповедью "теургического делания",
призванного к "избавлению" материального мира от разрушительного воздействия
времени и пространства, преобразованию его в "нетленный" космос красоты,
и с историософской теорией христианского "богочеловеческого процесса"
как совокупного спасения человечества ("Чтения о Богочеловечестве",
1877-81). В дальнейшем разработка социальной темы вылилась в теократическую
утопию, политическим следствием которой у С. оказывается союз между римским
папой и русским царём как правовая гарантия"богочеловеческого дела"
(см., например, "История и будущность теократии", 1887). Крах этой
утопии запечатлен в философской исповеди С. "Жизненная драма Платона"
(1898) и в "Трёх разговорах" (1900). Конец жизни С. отмечен приливом
катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в
сторону христианской эсхатологии.
Космическая тема решалась у С. неортодоксально для христианства - на почве
платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате "Смысл любви"
(1892-1894) С. хочет "досказать речь Диотимы" из "Пира"
Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность
человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенная
космология С. созвучна космически-преобразоватльским идеям Н. Ф. Федорова и
К. Э. Циолковского.
Некоей гармонизации этих двух исходных тем - космической и социальной - призвана
служить метафизика С.: собственно философская доктрина "всеединства"
и религиозно-поэтическое учение о Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами
пересмотр "западной философии" как отвлечённой рассудочности и негативной
метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии "цельное знание"
(интуитивное образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном
усилии личности), а в сфере онтологии - "положительное всеединство",
свободное объединение в абсолюте всех оживотворённых элементов бытия как божественный
первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не только мыслилось
философом, но и романтически представало перед ним в лице Софии - "вечной
женственности", личная мистическая любовь к которой как бы освящала эротическую
утопию С. Стихи "софийного цикла", посвященные "подруге вечной"
- мистической возлюбленной, - это интимное средоточие лирики С., попали впоследствии
в центр внимания, продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А.фета, А. К. Толстого,
отличается тоном напряжённой мистико-философской исповеди и элементами новой,
специфически символической образности (см. Символизм), Личный облик С. - скитальчество,
житейская беспомощность, подвижничество делали его в глазах символистской художественной
интеллигенции героем легенды, олицетворением переломной эпохи (см. А. А. Блок,
"Рыцарь-монах", "Владимир Соловьев и наши дни", Собр. соч.,
т. 5, 1962, с. 446-54 и т. 6, 1962, с. 154-59; А. Белый, "Арабески",
М., 1911, с. 387-94).
Используются технологии
uCoz