Метод и система фил-и Гегеля
Высшим достижением нем. кл. фил. являлась диалектика Г. великая заслуга которого
состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный
мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и
развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Гегель сформу-лировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.
Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать
не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Коли-чество
плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон
перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных
отношений после определенной стадии происходит изме-нение качества из-за неразрушения
меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит
по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между
формой и содержанием, возможно-стью и реальностью. Причина развития - единство
и борьба противоположностей. Борьба ведет к трем исходам: взаим-ное уничтожение,
иллюминация одной из сторон или компромисс.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг
кантовское учение о непознавае-мости "вещи в себе"; в природе вещей
нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действи-тельно,
а все что действительно – разумно”. Система Гегеля есть объективный идеализм.
Основой бытия явл-ся абсолютная идея, кот. проходит 3 стадии развития: логики,
природы и стадию духа. Отсюда противоречие. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность
познания. Поскольку же основой его явл. абс. дух, а целью - самопознание этого
абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя
цикл познават. ступеней, завер-шится последней ступенью - самопознание, реализацией
которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие
между конечным и бесконечным.
Все сущ-щее находится во взаимосвязи, в изменении и развитии как проявление развивающейся
абсолют. идеи. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,
античную и германскую. Рассматривал фил. как эпоху схваченную в мыслях.
Учение Гегеля о духе
Посвящена рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития,
когда она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного
духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчужде-ние”, снявшей свое отрицание
(природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении все-мирной
истории. Философия духа состоит из учения о
1)субъективном духе (антропология, феноменология, психология) – антропология раскрывает
душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание
по ступеням: сознание - самосознание - разум, психология показывает теоретические
и практические способности духа.
2)объективном духе (право, нравственность, государство) – охватывает правовые
и нравственные отношения, к кото-рым немецкий идеалист относит также семью, гражданское
общество и государство. Государство он характеризует как высшее развитие объективного
нравственного духа и подлинную основу экономических отношений.
3)абсолютном духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи” (искусство,
религия, философия).Искусство, религия и философия - высшие формы самосознания
“абсолютного духа”: в них завершается всемирная история и мировой разум полностью
осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее
глу-бокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако
и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного,
так сказать наивного, образного представления. Поэто-му, хотя философия. по Гегелю.
выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного
учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается “абсолютная идея”,
выражающая в системе Гегеля и Бога и мир в целом. Бог произвел абс.дух и от него
идет развитие. Абс. дух сущ-ет, когда еще ничего не было. Потом он отчуждает от
себя природу, затем чел-к и общ-во.
Используются технологии
uCoz