14. Теоретическая фил-я Канта.
Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел. поступает необходимо
в одном отношении и свободно в другом. Нравств. закон К понимает как безусловное
предписание. З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его
личного поведения могло стать прав. для всех. Поступок м.б. моральным только
если он соверш из уваже-ния к нравст. з-ну. К. стремился ослабить зависимость
этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот.
Чел-к – высшая ценность. У каждого чел-ка есть свое достоинство, кот. он оберегает.
Но он должен понимать что достоинство другого чел-ка – тоже высшая ценность.
В мире нет образца, эталона добра и нравст-венности. Нет такой личности. Понятие
о добре дано нам свыше. К. сформулировал нравственный з-н, кот .назвал категорическим
императивом. Суть его в следующем: относиться к другим нужно также, какого отношения
ты ждешь к себе. К чел-ку нельзя относиться как к средству для решения своих
проблем. Относится надо как к высшей ценности.
15. Практическая фил-я Канта.
К. называл свою ф. систему трансцендентальным идеализмом. Основные идеи: Хотя
всякое знание начинается с опыта, отнюдь не все они возникают из опыта. Ко всем
разумным в-вам следует относиться как к самоцели, а не как к средст-ву. Теорию
познания К.: Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств
человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными
формами чувственности - пространством и временем. Т.о. формируются восприятия,
которые носят субъективный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления
- понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер.
Т.о., вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка
явилась субъекту, и он может делать о ней опреде-ленные умозаключения. Вещи,
как они существуют в сознании субъекта, К. называл явлениями. Человек, по мнению
К., может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество
и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Поэтому
вещи сами по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанны-ми,
нераскрытыми.
Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится
за пределами опыта, - умопостигае-мый мир - может быть доступен только разуму.
Субъект творит объект познания, а не копирует его. В процессе познания чел-к
применяет