Гоббс
(Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери, - 4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью У. Кавендиша (впоследствии герцога Девонширского), с которой был связан до конца жизни. На формирование воззрений Г. значительное влияние оказали Ф. Бэкон, а также Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт. Основные сочинения: философская трилогия "Основы философии" - "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О гражданине" (1642); "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651, рус. пер. 1936).
Продолжая линию Бэкона, Г. "... уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). В полемике с Декартом он отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Г. создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г. - идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое - как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Г. разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом ("фантазма"); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Г. различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической "механики" и индукцию эмпирической "физики".

государство Г. рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию "войны всех против всех". Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого - обеспечение мира и безопасности. Г. превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Г. были на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как идеологического орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика Г. исходит из неизменной чувственной "природы человека". Основой нравственности Г. считал "естественный закон" - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Учение Г. оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.

Бэкон
(Bacon) Фрэнсис (22.1.1561, Лондон, - 9.4.1626, там же), английский философ, родоначальник английского материализма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем - лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлекался к суду по обвинению во взяточничестве, осужден и отстранён от всех должностей. Помилованный королём, не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Философия Б. сложилась в атмосфере общего научного и культурного подъёма стран Европы, ставших на путь капиталистического развития, освобождения науки от схоластических пут церковной догматики. Всю жизнь Б. работал над грандиозным планом "Великого восстановления наук".

Наука, по Б., должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. С этой точки зрения он критиковал схоластику и её силлогистический дедуктивный метод, которому он противопоставил обращение к опыту и обработку его индукцией, подчёркивая значение эксперимента. По словам Маркса, для Б. "наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Разрабатывая правила применения предложенного им индуктивного метода, Б. составлял таблицы присутствия, отсутствия и степеней различных свойств у отдельных предметов того или иного класса. Собранная при этом масса фактов должна была составить 3-ю часть его труда - "Естественную и экспериментальную историю".

Акцентирование значения метода позволило Б. выдвинуть важный для педагогики принцип, согласно которому цель образования - не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения. Все существующие и возможные науки Б. разделял соответственно трём способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению - поэзия, рассудку - философия, включающая в себя учение о боге, природе и человеке.

Причиной заблуждения разума Б. считал ложные идеи - "призраки", или "идолы", четырёх видов: "призраки рода", коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; "призраки пещеры", возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека; "призраки рынка", порожденные некритичным отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением; "призраки театра", ложное восприятие действительности, основанное на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы, сходные с обманчивым правдоподобием театральных представлений. Материю Б. рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у Б. не стало ещё механистическим, как у Галилея, Декарта и Гоббса.

Учение Б. оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Логический метод Б. стал отправным пунктом развития индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля. Призыв Б. к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 в. и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества). Классификация наук Б. была принята французскими просветителями - энциклопедистами.

Используются технологии uCoz