. С XV века куча открытий (типа печатный станок), развитие наук, сломлена диктатура церкви – а это важнейшее условие расцвета культуры в эпоху Возрождения. В борьбе со средневековым теократизмом(в центре –Бог) на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот. чел. есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот. исходит из человеч. сознания и имеет своим объектом ценность чел.Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей чел. разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда чел. Начинает рассуждать о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении чел-ка к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот. является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Были сделаны открытия: закон движ. планет, фундамент. законы механики. Галилей призывал ученых изучать природу опытным путем, вводит в научную методологию количественный анализ, опытно-индуктивный(из частного в общее) и абстрактно-дедуктивный(из общего частное) способы исследования природы.
9. Фил-я Возрождения(антропоцентризм, пантеизм, натурфил-я,
гуманизм).
Возрождение интереса к античной фил. и культуре. 14-16вв. Официальной философией
в эту эпоху оставалась схола-стика, но возникновение культуры гуманизма, значительные
достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я перестала играть
роль служанки богословия. Наряду с авторитетом святого писания признаются на
равных автори-теты античных мудрецов. Главные особенности фил. Ренессанса- антропоцентризм,
гуманизм, гелиоцентризм, пан-теизм, тесная связь фил. и искусства. Возникла
новая с-ма ценностей, где на 1 месте стоит чел. и природа, а затем религия.
Происходит отделение религии от науки, а затем и от политики и морали. Время
становления опытных наук. Повсеместно распространено чувство юности, молодости.
Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно
мировоззрении человечества. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев,
но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. ЭВ была этикой нарождавшейся
активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека,
об истинном благородстве. Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма.
Под утилитаризмом понима-ется учение, согласно которому цель жизни и добродетель
отождествляются с пользой. Люди должны быть друг для друга источником радости,
а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь
и дружба. Наиболее выдающиеся деятели: Лютер, Кальвин, Цвингли, Бруно, Маккиавели,
Да Винчи, Коперник, Кеплер, Галилей, Кузанский. На эпоху ренессанса можно взглянуть
как на великую попытку начать историю заново, на акт обновления, регенерацию
времени. Именно в ренессанской культуре была выработана идея о безграничном
могуществе чел-ка.
Пантеизм(Бруно). Согласно мировому целому мировая душа и мировой божественный
разум совпадают. Бруно усмат-ривал цели фил-и в познании не сверхприродного
Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. Важнейшим положе-нием, было в утверждении
бесконечности природы. Бесконечное могущество Бога не может ограничиваться созданием
конечного мира. Бесконечные свойства Бога - бесконечность природы. Отстаивал
идею о безграничной мощи познава-тельных способностей чел-ка. Жить надо во имя
чел-ва.
Гуманизм – образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной
целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как
личности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением
или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Антропоцентризм – человек не только важнейший объект философского рассмотрения,
но и центральное звено всей цепи космического бытия.
Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей.
О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества
(по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское,
политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного
и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы
объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни”
в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали
испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.
Однако широкая практика использования идеи гуманизма иногда приводит к досадным
результатам. Происходит девальвация, искажение в общественном сознании гуманистической
идеи, превращение её в фикцию. В этой связи есть необходимость выявить содержание
гуманизма.
В 1990 году Жан-Люк Нанси в своей лекции “Сегодня” показал кризис таких простых
и общеупотребимых понятий как существование, свобода, смысл, сама философия.
Эти слова просты, но вместе с тем они являются вместилищем ключевых понятий
для человека в качестве наследия всей нашей традиции. А это наследие мы получаем
от гуманизма, который наделил когда-то своими идеалами весь мир, идеалами, которые
действуют до сих пор. Но Нанси говорит, что в данное время мы переживаем кризис
этих понятий, потому что уже не очевидно, что мы живем этими значениями и смыслами.
Соответственно, мы переживаем кризис гуманизма, потому что уже не очевидно,
что такое быть человеком. Мы уже не можем определить человека через какую-то
сущность, ему принадлежащую, потому что она “исчезла”. То есть, такой ответ,
как “человек – то-то и то-то и должен быть таким-то и таким-то”, ответ, претендующий
быть неким гуманизмом, устарел. “Нет больше точного и беспрекословного определения
гуманизма, чтобы ответить на вопрос о гуманизме, ведь задавая вопрос о человеке,
мы будем разыскивать гуманизм”1. То есть гуманизм представляет собой поиск человеческой
сущности. Следовательно, он заранее считает, что у человека есть сущность, что
она может быть найдена и помыслена. Сущность человека гуманизм превращает в
идеал, единый для всех. И наконец, сущность провозглашается гуманистами ценностью.
Нанси и современная философия считали, что сущности у человека нет – в этом
и состоит кризис гуманизма.
На основании вышесказанного я считаю, что моя попытка определить такое явление,
как гуманизм, является актуальной для данного времени. Чтобы понять в чем кризис
гуманизма нужно понять что есть гуманизм, а следовательно – условия его зарождения.
Ренессанс как эпоха предельно разнообразен и богат. Это также смещает хронологические
рамки и создает трудности при обозначении собственно антропологической темы
данного ареала культуры.
С течением времени понятие “гуманизм” приобретает новые характеристики, однако
стержень этого понятия остается неизменным. Идейный стержень гуманизма, образованный
в эпоху Возрождения, выступает в роли традиции, которая реализует принцип преемственности
поколений, ценностей духовной культуры. Получая значение общественного идеала,
общечеловеческого начала, противостоящего групповому, классовому, национальному,
гуманизм доказывает свою жизненную стойкость.
В данной работе я попытаюсь дать определение гуманизму как явлению, обращаясь
к конкретному культурно-историческому контексту, к истокам, к эпохе Возрождения.
Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф или
просто особый тип филологии? Ответить на этот вопрос я попытаюсь на основе анализа
трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки,
Пико делла Мирандола и других, а также на анализе критической литературы по
данному вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы
к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность
разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов
объединяет внимание к теме человека.
Итак, эпоху Гуманизма отличает направленность на человека, формирование его
моральных и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов той
эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции.
В этом я и вижу проблему гуманизма как мифа – заявленный, как принципиально
новое философское направление, он представлял собой сбор более-менее увязываемых
между собой идей из предыдущих направлений. Более подробно проанализировать
и понять, действительно ли данный тезис является истинным, – вот еще одна из
задач моей работы.
Пытаясь ответить на поставленные вопросы, я рассмотрел в первой главе своей
курсовой, которая называется “Возникновение гуманизма”, те условия, которые
сопровождали такое явление как гуманизм. Здесь я обосновывал невозможность определения
гуманизма только лишь через философию. Затем я рассматривал, теоретическую или
философскую сторону гуманизма: затрагивались такие явления как платонизм, неоплатонизм,
аристотелизм, эпикуреизм и так далее. В третьей части своей курсовой я показал:
как теории и взгляды гуманистов воплощались ими в жизнь. В результате проделанной
работы я надеюсь ответить на вопрос о смысловой сущности такого непростого явления
как гуманизм.