. С XV века куча открытий (типа печатный станок), развитие наук, сломлена диктатура церкви – а это важнейшее условие расцвета культуры в эпоху Возрождения. В борьбе со средневековым теократизмом(в центре –Бог) на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот. чел. есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот. исходит из человеч. сознания и имеет своим объектом ценность чел.Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей чел. разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда чел. Начинает рассуждать о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении чел-ка к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием кот. является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Были сделаны открытия: закон движ. планет, фундамент. законы механики. Галилей призывал ученых изучать природу опытным путем, вводит в научную методологию количественный анализ, опытно-индуктивный(из частного в общее) и абстрактно-дедуктивный(из общего частное) способы исследования природы.

9. Фил-я Возрождения(антропоцентризм, пантеизм, натурфил-я, гуманизм).
Возрождение интереса к античной фил. и культуре. 14-16вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схола-стика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что ф-я перестала играть роль служанки богословия. Наряду с авторитетом святого писания признаются на равных автори-теты античных мудрецов. Главные особенности фил. Ренессанса- антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, пан-теизм, тесная связь фил. и искусства. Возникла новая с-ма ценностей, где на 1 месте стоит чел. и природа, а затем религия. Происходит отделение религии от науки, а затем и от политики и морали. Время становления опытных наук. Повсеместно распространено чувство юности, молодости.
Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. ЭВ была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понима-ется учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба. Наиболее выдающиеся деятели: Лютер, Кальвин, Цвингли, Бруно, Маккиавели, Да Винчи, Коперник, Кеплер, Галилей, Кузанский. На эпоху ренессанса можно взглянуть как на великую попытку начать историю заново, на акт обновления, регенерацию времени. Именно в ренессанской культуре была выработана идея о безграничном могуществе чел-ка.
Пантеизм(Бруно). Согласно мировому целому мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Бруно усмат-ривал цели фил-и в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. Важнейшим положе-нием, было в утверждении бесконечности природы. Бесконечное могущество Бога не может ограничиваться созданием конечного мира. Бесконечные свойства Бога - бесконечность природы. Отстаивал идею о безграничной мощи познава-тельных способностей чел-ка. Жить надо во имя чел-ва.
Гуманизм – образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Антропоцентризм – человек не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.
Однако широкая практика использования идеи гуманизма иногда приводит к досадным результатам. Происходит девальвация, искажение в общественном сознании гуманистической идеи, превращение её в фикцию. В этой связи есть необходимость выявить содержание гуманизма.
В 1990 году Жан-Люк Нанси в своей лекции “Сегодня” показал кризис таких простых и общеупотребимых понятий как существование, свобода, смысл, сама философия. Эти слова просты, но вместе с тем они являются вместилищем ключевых понятий для человека в качестве наследия всей нашей традиции. А это наследие мы получаем от гуманизма, который наделил когда-то своими идеалами весь мир, идеалами, которые действуют до сих пор. Но Нанси говорит, что в данное время мы переживаем кризис этих понятий, потому что уже не очевидно, что мы живем этими значениями и смыслами. Соответственно, мы переживаем кризис гуманизма, потому что уже не очевидно, что такое быть человеком. Мы уже не можем определить человека через какую-то сущность, ему принадлежащую, потому что она “исчезла”. То есть, такой ответ, как “человек – то-то и то-то и должен быть таким-то и таким-то”, ответ, претендующий быть неким гуманизмом, устарел. “Нет больше точного и беспрекословного определения гуманизма, чтобы ответить на вопрос о гуманизме, ведь задавая вопрос о человеке, мы будем разыскивать гуманизм”1. То есть гуманизм представляет собой поиск человеческой сущности. Следовательно, он заранее считает, что у человека есть сущность, что она может быть найдена и помыслена. Сущность человека гуманизм превращает в идеал, единый для всех. И наконец, сущность провозглашается гуманистами ценностью. Нанси и современная философия считали, что сущности у человека нет – в этом и состоит кризис гуманизма.
На основании вышесказанного я считаю, что моя попытка определить такое явление, как гуманизм, является актуальной для данного времени. Чтобы понять в чем кризис гуманизма нужно понять что есть гуманизм, а следовательно – условия его зарождения.
Ренессанс как эпоха предельно разнообразен и богат. Это также смещает хронологические рамки и создает трудности при обозначении собственно антропологической темы данного ареала культуры.
С течением времени понятие “гуманизм” приобретает новые характеристики, однако стержень этого понятия остается неизменным. Идейный стержень гуманизма, образованный в эпоху Возрождения, выступает в роли традиции, которая реализует принцип преемственности поколений, ценностей духовной культуры. Получая значение общественного идеала, общечеловеческого начала, противостоящего групповому, классовому, национальному, гуманизм доказывает свою жизненную стойкость.
В данной работе я попытаюсь дать определение гуманизму как явлению, обращаясь к конкретному культурно-историческому контексту, к истокам, к эпохе Возрождения.
Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф или просто особый тип филологии? Ответить на этот вопрос я попытаюсь на основе анализа трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико делла Мирандола и других, а также на анализе критической литературы по данному вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме человека.
Итак, эпоху Гуманизма отличает направленность на человека, формирование его моральных и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов той эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции.
В этом я и вижу проблему гуманизма как мифа – заявленный, как принципиально новое философское направление, он представлял собой сбор более-менее увязываемых между собой идей из предыдущих направлений. Более подробно проанализировать и понять, действительно ли данный тезис является истинным, – вот еще одна из задач моей работы.
Пытаясь ответить на поставленные вопросы, я рассмотрел в первой главе своей курсовой, которая называется “Возникновение гуманизма”, те условия, которые сопровождали такое явление как гуманизм. Здесь я обосновывал невозможность определения гуманизма только лишь через философию. Затем я рассматривал, теоретическую или философскую сторону гуманизма: затрагивались такие явления как платонизм, неоплатонизм, аристотелизм, эпикуреизм и так далее. В третьей части своей курсовой я показал: как теории и взгляды гуманистов воплощались ими в жизнь. В результате проделанной работы я надеюсь ответить на вопрос о смысловой сущности такого непростого явления как гуманизм.


Используются технологии uCoz