Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания
народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие
литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал
процесс развития культуры Росси.
Дети недворянского происхождения получали начальное образование в
приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались
гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине
XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме
действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский,
Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших
государственных чиновников готовили в привилегированных учебных
заведениях — лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные
библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в
Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).
Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось
недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры.
Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и
искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным
ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург
утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась
регулярная застройка города. Петербургский классицизм — это
архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим
единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания
Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело
возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского
острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид
единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился,
начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге — самое
большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По
замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость
самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси
были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,
Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство
Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися
архитекторами, — это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После
пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник
Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой
Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм
Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского
нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло
примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны
художественные сокровища императорской фамилии. В России появился
первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные
труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились
антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных.
М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье
крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была
премьера гоголевского «Ревизора», где роль городничего
играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.
И. Глинки «Жизнь за царя». Некоторые сцены в опере поражают
своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу
Глинки «Руслан и Людмила» публика встретила холодно. В те
времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.
Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую
музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская
музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный
взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют
«Золотым веком» русской культуры. В первые десятилетия века
ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах
поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос
высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу.
После разгрома декабристов в литературе усилились настроения
пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является
создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей
ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был
певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у
себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было
литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной
удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях
великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры
в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года,
великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин —
гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им
создано, — это классические образцы русского слова и стиха. Поэт
завещал потомкам: «Гордиться славою своих предков не только
можно, но и должно… Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости…»
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В.
Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в
Петербурге двумя частями вышли «Вечера на хуторе близ
Деканьки». Первая печатная форма «Ревизора» появилась
в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина
явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.
Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия
будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять
существовавшие деспотические порядки. Стихотворение «Смерть
Поэта», ходившее в рукописях и другие поэтические произведения
возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона,
что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте
определялось экономическими и социально-политическими процессами,
происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё
более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Используются технологии
uCoz