Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К
концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он
охватил все отрасли материального производства, что повлекло
соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике,
науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий
буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба
основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация
общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся
отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины,
которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о
его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины
существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на
периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место
ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял
монотонный труд.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием
двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания.
Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях:
установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной
стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда
— появление столь несходных явлений в культуре XIX в.:
романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма
и т.д.
Особенности мировоззрения
Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых
начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не
менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и
духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе,
философии и искусстве.
Используются технологии
uCoz