· Раннее Средневековье, от начала
эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI
в.в);
· Высокое (Классическое) Средневековье
- от X -XI веков до примерно XIV века;
· Позднее Средневековье, XIV- XV века.
Раннее Средневековье -
время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как
вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на
землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую
общность Западной Европы.
В период раннего
средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и
крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом
отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях. [1, стр. 16]
Главная масса населения Европы
того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен
рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак
этой среды.
В V-IX в.в. все школы в
странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу
обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание
служителей церкви. В церковных школах преподавались «унаследованные» от
античности, так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами
логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Кроме монашеских школ
существовало также незначительное количество так называемых «внешних» школ, где
обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Однако это были, в
основном, дети из знатных семей.
1.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья.
2. Высокое (классическое)
Средневековье.
В период классического,
или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и
возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило
собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и
грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши,
Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная
стабильность обеспечила возможность
быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах
расцветала своя культура и духовная жизнь.
Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала
свое учение и организацию.
На базе художественных
традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее
готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но
и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту
эпоху были созданы шедевры литературы,
«Песнь о Роланде», «Роман о Розе».
Возникает и развивается так называемая рыцарская
литература . Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник
французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII появляются
рыцарские романы. В числе наиболее популярных
был стихотворный роман о британском короле Артуре.
2.1 Зарождение “городской культуры”.
В этот период быстро развивается так называемая
«городская литература», для которой было характерно реалистическое изображение
городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также
появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в
Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]
Развитие городской
литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни
западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль
в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к
постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура
зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в
частности, творчеством «жонглеров», которые выступали на городских площадях как
актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках,
народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой
популярностью в народе.
3. Позднее
средневековье.
Позднее Средневековье
продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период
классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа
неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы,
принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.
В эти периоды неуверенность и страх владели
массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В
народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным
существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.
В конце Средневековья в сознании простонародья
Сатана трансформируется из, в общем-то,
не страшного и иногда смешного черта во
всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории
выступит в роли Антихриста.
Другая причина страхов -
голод, как следствие низкой урожайности
и нескольких лет засух.
Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве
крестьянина того времени: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны». ([1],
стр. 330)
Господство устной
культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.
Однако, в конце концов,
города возрождались, люди, уцелевшие от
мора и войны, получили возможность устраивать
свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового
подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью
вел к так называемому Возрождению или
Ренессансу.